Обслуживание системы охлаждения и замена охлаждающей жидкости ВАЗ 2110
Любой силовой агрегат является потенциальным источником тепловой энергии, при этом эксплуатационная температура составляет порой сотни градусов. Охладительная система ВАЗ 2110 отводит тепло от наиболее перегретых элементов, а в качестве дополнения – обогревает салон авто.
Функции системы охлаждения
Ее полифункциональность состоит в том, что помимо первичного предназначения она выполняет вспомогательные функции:
- нагревание воздушных масс в разных технических системах – отопления, вентиляции, кондиционирования;
- охлаждение масла в автосмазочной системе;
- снижение температуры отработавших газов в рециркуляционном контуре;
- охлаждение воздуха в турбонаддувном контуре;
- охлаждение жидкости в коробке передач автомат.
Конструкционные особенности таких систем зависят от вида охлаждения. Классификация предусматривает разделение данного узла на 3 вида:
- система закрытого типа – жидкостная (ЖС). Тепловой поток, исходящий от нагретых деталей двигателя, отводит поток жидкости;
- система открытого типа – воздушная (ВС). Для охлаждения используется поток воздуха;
- комбинированная – в ее состав входят оба типа.
Система охлаждения ВАЗ 2110 – жидкостная, она обуславливает одинаковое и продуктивное снижение температуры, а также обеспечивает низкий шумовой уровень. Охлаждающая жидкость для ВАЗ 2110 представлена антифризом (тосолом). Использование воды для этих целей чревато нарушением работы автомобиля, поскольку она не выполняет смазывание подшипника насоса и формирует устойчивую накипь на стенках узла.
Циркуляция охлаждающей жидкости ВАЗ 2110 происходит по герметичному циклу. Она состоит из 2-х кругооборотов – малого и основного. В первом из них жидкостная среда движется по замкнутой траектории рубашки цилиндров, радиаторному и обогревательному узлам. При нагревании уровень охлаждающей жидкости ВАЗ 2110 возрастает, и избыток поступает в расширительный бак. В случае прогревания электродвигателя до эксплуатационной температуры, в особенности в случае открывания термостата, начинает функционировать радиаторный агрегат.
Малый и основной циклы различаются только тем, принимает участие в этом процессе радиатор, либо нет. Все элементы присоединяются специальными патрубками из резины. Они туго одеваются и тщательно зажимаются хомутами. Во избежание незапланированного слива охлаждающей жидкости ВАЗ 2110, вызванного утечками, необходимо уплотнять все места контактов герметиком из силикона.
Отличительной характеристикой данной аппаратуры является заглушка расширительного бачка охлаждающей жидкости ВАЗ 2110, содержащая пару клапанов. Первый используется с целью снижения компрессии в узле при достижении уровня 1,0…1,5 атм., второй – для затягивания воздушной среды при разрежении, срабатывает при давлении 0,05…0,1 атм.
Термостат применяется с целью перехода с одного охладительного цикла к другому, при этом предусмотрено его включение на заданную температуру (как правило, 84°С). ВАЗ 2110 имеет насос охлаждающей жидкости, необходимый для бесперебойного кругообращения среды по контуру.
Отопительный радиатор смонтирован внутри салона авто. На входном патрубке имеется кран, перекрывающий поступление объема нагретой охлаждающей жидкости ВАЗ 2110. Охладительный радиатор находится в передней части, его остывание осуществляется встречным ветром, а увеличение разрешимой температуры вызывает работу электровентилятора.
Контур оборудуется сигнально-контролирующими элементами: 1-й датчик охлаждающей жидкости ВАЗ 2110 располагается внизу радиаторного агрегата и включает электровентилятор, а 2-й – в цилиндровом узле, его предназначение в выводе температурных показателей на панель приборов. Первый датчик является резистором, в котором сопротивление меняется в зависимости от температуры. Он вмонтирован в патрубок на цилиндрической головке.
Низкая температура в нем обусловливает высокое сопротивление и, наоборот, высокая – низкое сопротивление. Также температура охладителя рассчитывается в зависимости от падения напряжения на приборе: на холодном непрогретом двигателе наблюдается высокое напряжение, а на прогретом – низкое.
Мониторинг количества охлаждающей жидкости в системе
Контролировать количество охлаждающей жидкости ВАЗ 2110 следует исключительно на холодном двигателе. При систематическом снижении ее уровня необходимо проанализировать контур на герметичность целиком. Полную замену охладителя нужно производить после каждых 75 тыс. км пробега, однако следует учитывать, что эксплуатационный ресурс традиционной жидкости для охлаждения рассчитан на 12-15 тыс. км.
Ресурсный потенциал антифриза выше из-за усовершенствованных присадок для устойчивого состояния и ингибиторных элементов для предотвращения активной коррозии металла в электродвигателе. Ключевые параметры для замены охлаждающей жидкости ВАЗ 2110 – наличие ржавого оттенка, маслянистой пленки и аналогичных отклонений от первоначального состояния.
Чтобы слить охлаждающую жидкость ВАЗ 2110, необходимо извлечь заглушку расширительного бачка. Затем нужно поставить резервуар под радиатор, и дождаться полного слива из контура. Заполняя систему охладителем, следует контролировать ее уровень у внешнего края расширительного бака. Закрывать пробку нужно плотно, поскольку бак находится под давлением при эксплуатации двигателя. Из-за слабо закрученной пробки в результате замены охлаждающей жидкости ВАЗ 2110 может произойти течь или срыв заглушки.