Сохраняем рабочий ресурс подвески в автомобиле ВАЗ 2106
Классика советского и российского автомобилестроения, легендарный ВАЗ 2106, выпускался на рубеже двух тысячелетий, начиная с 1976 года. Последний автомобиль сошел с конвейера в январе 2006 года. Таким образом, он выпускался более 30 лет!
Причины частых поломок подвески
За это время претерпели изменения некоторые узлы и агрегаты. Не была исключением и подвеска ВАЗ 2106. Много автолюбителей недовольны передней подвеской, однако стоит напомнить, что она во многом опередила свое время. Ремонтопригодность этого узла, так же как и задней подвески ВАЗ 2106, очень высока и весьма доступна, учитывая недорогие отечественные запчасти. Чем же обусловлена долговечность деталей передней подвески, цена деталей которой хоть и невысока, но так влияет на безопасность на дороге?
Во-первых, стиль вождения автомобиля. Не секрет, что такой недорогой машиной зачастую обладают молодые люди с агрессивной и быстрой манерой вождения. А учитывая неважное состояние большинства российских дорог (это вторая причина), ремонт подвески ВАЗ 2106 приходится проводить довольно часто. В-третьих, снова-таки по причине низкой цены, автомобиль охотно покупают жители сельской местности и дачники, зачастую превышая все допустимые нормы по загрузке автомобиля, допуская при этом даже поломки рычагов передней подвески, не говоря уже о долговечности шарнирных соединений.
Четвертым фактором является качество пружин подвески ВАЗ 2106, рычагов передней подвески, а также других деталей. Некоторые продвинутые автолюбители проводят тюнинг подвески. При этом они пытаются усилить элементы нижних рычагов, а также производят замену пружин, применяя подходящие от других моделей.
Ремонт и замена подвески
Ремонт или замена передней подвески ВАЗ 2106 возможны либо в автосервисе, либо в домашних условиях при наличии необходимого инструмента и запчастей, смотровой ямы и знаний про устройство агрегата. Прежде всего, для ремонта понадобится набор рожковых гаечных ключей, торцевых головок, съемники для резинометаллических шарниров рычагов подвески (сайлентблоков), съемник наконечников рулевых тяг, а также приспособление для снятия верхних и нижних опор. Не забудьте приобрести и устройства для сжатия пружин, ведь у вас не пневмо подвеска ВАЗ 2106. Сжимать пружины без такого приспособления будет непросто.
Также достаньте домкрат (два домкрата, если планируете проводить замену подвески ВАЗ 2106), пару противооткатных упоров и «козлы» для подстраховки. Из материалов вам понадобится консистентная смазка ЛИТОЛ-24 и аэрозольная жидкость WD-40. Не лишним будет и помощник.
Итак, на ВАЗ 2106 ремонт передней подвески проводится в следующей последовательности:
- Устанавливаем противооткатные упоры.
- Откручиваем (не до конца) болты передних колес.
- Вывешиваем передние колеса автомобиля и снимаем колеса.
- Предварительно вынув шплинты, откручиваем гайки коротких рулевых тяг.
- С помощью съемника отсоединяем рулевые тяги от поворотных кулаков.
- Откручиваем два болта, крепящие суппорт переднего тормоза, отводим его в сторону и закрепляем так, чтобы не повредить тормозные шланги при дальнейших работах.
- Предварительно открутив самоконтрящиеся гайки передней и нижней опор рычагов подвески ВАЗ 2106, отсоединяем поворотный кулак сначала от нижней, а потом от верхней опоры с помощью специального приспособления.
- С помощью устройств для сжатия пружин (так называемые пружинные стяжки), необходимо стянуть пружины, установив стяжки на пружину с противоположных сторон и попеременно навинчивая их гайки.
- Откручиваем крепление амортизаторов и подушек стабилизатора поперечной устойчивости к нижним рычагам подвески.
- В подкапотном пространстве откручиваем гайки, крепящие амортизаторы в стаканах. Для этого придерживаем шток амортизатора от вращения, одновременно вращая гайку крепления.
- Снимаем амортизаторы.
- Откручиваем самоконтрящиеся гайки осей нижних и верхних рычагов передней подвески.
- С помощью съемника для снятия резинометаллических шарниров верхних и нижних рычагов подвески выпрессовываем все шарниры и снимаем рычаги.
- Откручиваем оси нижних рычагов от поперечины и снимаем их.
- Снимаем поперечину передней подвески, открутив болты крепления поперечины к кузову.
- Отсоединяем верхние и нижние опоры от рычагов.
Для облегчения работы рекомендуется провести предварительную обработку всех резьбовых соединений аэрозольным средством WD-40, а при проведении демонтажа узлов передней подвески пользоваться качественным исправным инструментом. Для ВАЗ 2106 ремонт передней подвески осуществляется с проведением необходимой дефектовки снятых деталей перед установкой их на автомобиль. Поперечина передней подвески, а также верхние и нижние рычаги проверяются на наличие трещин и разрывов металла, а также на соответствие геометрическим параметрам. В случае необходимости эти узлы подлежат замене. Подлежат замене также и опоры верхних и нижних рычагов, в случае их отличия от требований завода-изготовителя. Резинометаллические шарниры рычагов необходимо заменить в любом случае.
Сборка нижней подвески ВАЗ проводится в обратном порядке. Следует заметить, что установку шарниров рычагов лучше выполнять, используя небольшой пресс. При установке пыльников на верхние и нижние опоры, их заполняют консистентной смазкой ЛИТОЛ-24.
Гайки, крепящие верхний и нижний рычаги передней подвески, затягиваются только после полной сборки всех узлов, включая установку колес и снятом с домкратов автомобиле. В интернете можно посмотреть видео, где рассказывается о том, как ремонтируется подвеска ВАЗ 2106 в деталях.