Принципиальная схема электрооборудования автомобиля ВАЗ 2106
Классический автомобиль СССР, практически живая легенда, продукт труда инженеров Волжского Автомобильного завода легковой автомобиль малого класса шестой итерации, ВАЗ 2106 в свое время удивлял и поражал. Кончено, не последней причиной удивления советского человека являлась неискушенность автомобилями относительно высокого класса, однако, несмотря на мелкие технические огрехи, «шестерка» была гениальным техническим произведением. Особенно выделялась электрическая часть оборудования автомобиля.
Устройство электрооборудования ВАЗ шестой модели
Если взглянуть на схему электрооборудования ВАЗ 2106 в ее полном виде, сразу бросится в глаза исполнение соединения по однопроводному принципу. То есть, все оборудование соединено с источником тока последовательно от его «плюса», а роль «минуса» берет на себя кузов автомобиля или «масса». Это стало возможным благодаря его большое массе, большой емкости. Кузов стал своеобразным проводником, связанным с «минусом» аккумулятора. Такой подход позволил повысить уровень безопасности при эксплуатации электрооборудования, а также значительно сэкономил на проводке, ведь ее теперь нужно было вдвое меньше.
Сейчас этим никого не удивишь, однако так было не всегда. Да, ВАЗ 2106 был не первым в мире автомобилем с такой схемой электрооборудования, но он был первым по-настоящему массовым в СССР. В качестве источника тока для работы электрооборудования ВАЗа используется аккумуляторная батарея и генератор переменного тока. Ток от аккумуляторной батареи (АКБ) используется при пуске двигателя на прокручивание коленчатого вала и для создания искры в свечах зажигания. Ток от генератора переменного тока преобразуется системой выпрямителей в приемлемый для автомобиля по характеристикам ток и подается в систему на потребителей во время работы двигателя, а также к АКБ для восполнения потерь при пуске двигателя.
К сожалению, такая схема снимает с коленчатого вала часть полезной нагрузки, уменьшая выходную мощность. Однако, где-то надо брать электричество, верно? Ведь АКБ в силу ряда чисто физических причин (медленная зарядка, нестабильная сила тока, огромная диспропорция между емкостью, массой и размерами и так далее) не способна обеспечивать всех потребителей током.
Системы электрооборудования ВАЗ 2106
В схему электрооборудования ВАЗа шестой модели включены ряд систем, обеспечивающих работу потребителей в разных частях автомобиля. Это:
- система зажигания;
- система контрольно-осветительных приборов;
- система работы прикуривателя;
- система пуска двигателя;
- система управления электромагнитным клапаном карбюратора;
- система очистителя и омывателя ветрового стекла;
- система отопителя;
- система звуковых сигналов;
- составная часть системы охлаждения двигателя;
- система индикаторов и датчиков состояния.
Система зажигания включает генератор переменного тока, выпрямительный блок, систему распределения тока, свечи зажигания, предохранители и ряд обеспечивающих элементов. Система снимает ток низкого напряжения со щеток генератора, преобразует его в трансформаторах в ток высокого напряжения и, в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя, подает его на свечу зажигания. Преобразованный ток должен иметь достаточно энергии для создания электрической внутри цилиндра двигателя и воспламенения рабочей смеси.
Контрольно-осветительные приборы включают все осветительные приборы, такие как фронтальные и противотуманные фары, лампы освещения внутри салона, лампы освещения багажника, а также установленные дополнительно осветительные элементы. Сюда также входят сигналы указания поворота, стоп-сигналы, габаритные огни и другие. Вообще, эти приборы являются важной частью обеспечения соблюдения правил дорожного движения, а потому постоянно запитаны то через АКБ, то через генератор и отключаются последними. Тоже касается и системы звуковых сигналов, обеспечивающих более резкое информирование остальных участников дорожного движения об изменении ситуации на дороге.
Система пуска двигателя включает АКБ и ряд элементов, обеспечивающих подачу тока большой силы для запуска всех потребителей и прокручивания вала двигателя до пусковых оборотов. При достижении коленчатым валом этой частоты, в работу вступает генератор переменного тока – теперь он питает всех потребителей и заряжает АКБ.
Для удовлетворительной работы системы подач топлива в условиях высоких оборотов в карбюраторе ВАЗ 2106 предусмотрен электромагнитный клапан. Он регулирует работу ДВС на холостом и рабочем ходу. Для контроля за ним и синхронизации его работы с работой двигателя в схеме электрооборудования предусмотрена своя отдельная система. Рекомендуется скачать схему электрооборудования ВАЗ 2106 и самостоятельно ознакомится с ее работой.
Система управления вентилятором системы охлаждения двигателя обеспечивает стабильно нормальные тепловые условия работы ДВС, увеличивает ресурс наиболее дорогостоящей части автомобиля. Индикаторы состояния работы автомобиля связаны с датчиками, установленными в ответственных местах ВАЗ 2106. Индикаторы снимают показания, преобразуя физические величины в аналоговый или цифровой сигнал, который обрабатывается и поступает на индикаторы. С последних, в свою очередь, можно считать нужную информацию.
У ВАЗ 2106 есть несколько систем электрооборудования, призванных облегчить водителю жизнь, увеличить комфорт при вождении. В их число входят стеклоочистители, отопитель, обогреватель стекла, прикуриватель и другие. Одни из них полезны, другие создавались по принципу «чтоб было». Какие использовать – решать владельцу, однако сам факт наличия выбора радует.
Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ 2106 очень разветвлена и всю ее описать в одной статье не представляется возможным. Если появилось желание или есть необходимость углубить и расширить знания про самый народный автомобиль Союза, настоятельно рекомендуется ознакомиться с специальной профильной литературой или, хотя бы, с фото схемы электрооборудования.