Как подготовить и провести тюнинг двигателя на автомобилях ВАЗ
Тема «тюнинг двигателя ВАЗ» давно и успешно раскрывается на многих интернет-ресурсах, но изобретательность человека и тяга к качественному улучшению экстерьера двигателя в крови автолюбителей. Ведь всегда хочется сделать лучше, чем есть на самом деле. Это, в большей степени, относится к тюнингу 8-клапанного двигателя ВАЗ, хотя многое можно почерпнуть и для двигателей с большим количеством клапанов.
Какие бывают виды тюнинга двигателя
С профессиональной точки зрения возникает вопрос, с чего начать тюнинг двигателя ВАЗ 2110, хотя в среде автомастеров считается, что, в целом, модернизация моторов всего модельного ряда переднеприводных ВАЗ двух последних поколений очень схожа. На нашем сайте можно посмотреть тюнинг двигателя на видео, на котором видны ремонтные операции, позволяющие улучшить мощностные и моментные характеристики двигателя последних генераций.
Остановимся на основных этапах тюнинга двигателя, которые оказывают серьезное влияние на технические показатели силовой установки. Основное правило для улучшения нормальной работы двигателя заключается в следующем: чем больше идет возрастание нагрузки на силовой агрегат, тем больше воздуха ему требуется.
Так и в нашем случае, например, в ВАЗ 2114, тюнинг двигателя ориентирован на увеличенную подачу воздушных масс при дополнительном повышении параметров крутящего момента и мощности. Рекомендуемый заводом-изготовителем фильтр очистки не способен обеспечить необходимую пропускную способность воздуха. Поэтому при тюнинге двигателя ВАЗ 16 клапанов, как впрочем, и восьмиклапанного «движка», требуется замена штатного изделия на т.н. «нулевой» фильтр, представляющий собой сменный элемент с уменьшенной резистентностью.
Такая акция дает возможность увеличить мощностные показатели до 8 процентов. Для последующих работ по тюнингу двигателя ВАЗ 2109, как и в других модификациях, это обязательное условие.
Второй, не менее важный этап в тюнинге двигателя – узел дроссельной заслонки, т.е. входная магистраль подачи воздушных масс. Мы продолжаем работать над улучшением системы подачи воздуха. Для качественного изменения ситуации требуется применять заслонки дроссельного узла повышенного диаметра. Наши магазины автозапчастей, в этом случае, предлагают такие изделия с сечением 52-54 мм.
Третий этап в тюнинге двигателя – модернизация ресивера впускного назначения. Задача та же – увеличить подаваемый воздушный поток в мотор автомобиля. Решение этой проблемы не только дает возможность повысить объем подаваемого воздуха в систему цилиндров. Кроме этого решаются еще такие задачи, как:
- возможность нормализовать пульсацию воздушных масс, при этом впускной этап проходит более ровно;
- при изменении линейных размеров патрубков впускного действия становится реальностью изменить распределение предельного момента кручения двигателя. При этом трубки увеличенной длины дают возможность повысить крутящий момент на малых оборотах, а такие же короткие изделия – на усредненных и повышенных оборотных частотах.
С ресивером спортивного типа мотор достигает предельных значений крутящего момента, затрачивая значительно меньше времени. Здесь требуется знать, что маркетинговые ходы продавца, уверяющего, что такое изделие соответствует вашему «движку», ложь. Подбор таких изделий проводится в комплексном режиме, с нивелированной фазовой подгонкой ГРМ. Но игра стоит свеч, даже при показаниях тахометра более 5 тыс. оборотов автомобиль продолжает исполнять команды акселератора и становится более приемистым.
Модернизация механизмов и агрегатов ВАЗ
Главным компонентом ГРМ автомобиля является распредвал. Одним из этапов в тюнинге двигателя является модернизация этого элемента, ведь он служит для корректной временной периодичности и открывает все типы клапанов. Это оказывает непосредственное влияние на параметры крутящего момента и мощности мотора.
На впускной фазе поршень двигателя начинает движение в нижнем направлении, при этом клапан впуска работает на открытие, давая возможность мотору получить нужный объем воздушных масс. В принципе, клапан должен закрываться в момент предельного наполнения цилиндра воздухом. С учетом статичной конфигурации кулачка, соотношение «фаза-длительность» при открытом клапане с трансляцией нужного объема воздушных масс будет соблюдена лишь при требуемом количестве оборотов коленвала и определенной позиции заслонки дросселя.
В иных случаях, при наполнении цилиндра воздушным потоком клапан будет закрываться или с опозданием, или преждевременно. Степень открывания клапана исчисляется в градусах поворотного угла коленвала, при стандартном изделии величина поворота равна 200-220°. При увеличенном движении кулачка повышаются мощностные характеристики. Так, у распределительных валов высокой производительности угол поворота кулачка приближается к значениям 250-320°.
Дополнительно на динамические параметры силовой установки влияют траектории подъемного пути клапана, которые бывают низкой или высокой крутизны (т.е. клапан выдвигается более быстро или медленно). Выдвижение штатного клапана рассчитано на 9,6 мм, модернизированного – на 13,6 мм.
На стадии выпуска выхлопная смесь выходит из цилиндра. При раннем открытии клапана он очищается от компонентов сгорания топливной смеси. При запоздалом действии выводной продукт смешивается с поступающим воздухом и топливом, что снижает мощность. Во время закрывания клапана следует обратить внимание на его подъемный момент. В варианте раннего закрывания выводные газы не выводятся из цилиндра, при этом наблюдается т.н. «перекрытие клапанов», т.е. вводные и выводные клапана открываются в одно и то же время.
Это дает следующие преимущества:
- выводная смесь способствует двигающему вниз поршню создавать вакуум в цилиндре, что улучшает наполнение цилиндра топливно-воздушной смесью;
- настройка системы отработанных газов с учетом того, что поступающая воздушно-топливная смесь в период закрытия изделия вновь возвращается в камеру сгорания. При этом величина подъемного значения клапана в штатном исполнении составляет 0,76 мм, в тюнингованном исполнении – до 5 мм.
При большей величине подъемного значения клапана с увеличенными оборотами при т.н. «перекрытии клапанов» двигатель получает предельное значение мощности. Обратная сторона этой акции – утрата тягового усилия на пониженных оборотах мотора.
Проводя тюнинг 16-клапанного двигателя ВАЗ, возникают некоторые проблемы при организации корректного взаимодействия (синхронизации) распределительных валов впуска и выпуска. Тут требуется применение шкивов Верньера – особенных изделий разрезного вида. Они дают возможность установить распределительный вал, как на раннее, так и на позднее действие. При опережении наблюдается увеличенное открытие клапана впуска при перекрытии по отношению к клапану выпуска, при запаздывании происходит обратное действие.
Не секрет, что БУ – это то электронное устройство, которое заставляет работать все системы транспортного средства корректно и слаженно. Заводское ПО настроено на минимизацию расхода горючего при усредненной мощности. Провести чип тюнинг двигателя, т.е. изменить пропорцию «расход топлива-мощность» в необходимых параметрах вполне возможно. Лучше всего это делать на специализированном электронном стенде серьезного тюнинг-ателье.
Особенности тюнинга двигателя заключается тем, что его можно провести несколькими способами. На штатном агрегате можно увеличить его объем, расширив цилиндры и изменив степень сжатия (т.н. тюнинг низа двигателя). Кроме этого, возможны такие варианты, как:
- Рестайлинг топливной системы питания.
- Доработка головки блока цилиндров.
- Монтаж ресивера спортивного типа.
- Чип тюнинг двигателя с форсированием выпускной системы.
Наиболее простым вариантом является замена мотора и монтаж силовой установки от Лады «Приора», с последующим установкой турбонагнетателя.