Назначение, принцип работы, недостатки и процесс замена датчика Холла ВАЗ 2110
В конце ХIХ столетия американский изобретатель Э.Г. Холл, преподававший в приватном балтиморском университете Johns Hopkins University, стал первооткрывателем уникального гальвомагнитного явления, состоящего в следующем. Когда в магнитное поле помещают квадратную пластину из полупроводника и к концам подводят электроток, то на боковых стенках возникает холловское напряжение от 10 мкВ до 0,1 В. Но физико-техническое использование данного эффекта невольно оттянулось на 75 лет, до начала производственного выпуска полупроводниковых пленок с требуемыми характеристиками.
На сегодня магнитоэлектрические преобразователи на базе этого эффекта довольно широко используются в автомобилестроении, и ВАЗ 2110 – не исключение. Датчик Холла представляет собой контролирующий прибор, способный изменять выходное напряжение электродвигателя в результате перемены магнитного поля. Эффект Холла позволяет коммутировать близкие контакты, позиционировать, определять скорость и передавать командные импульсы.
Работа датчика Холла
Принцип датчика Холла состоит в том, что он функционирует в качестве аналогового преобразователя, напрямую отдавая питание. Подключение электрической энергии производится в результате использования проводникового коммутатора, который в дальнейшем исполняет роль магнитного излучателя. При возникновении замыкания данный прибор может использоваться для замера тока без разрыва цепи. Он интегрируется с магнитным сердечником, окружающим проводник.
Работа датчика Холла заключается в непосредственном контролировании интенсивности оборота колес и осей, к примеру, для осуществления скорого запуска ДВС, тахометра и противоблокировочной системы тормозов. Он также применяется в бесщеточных силовых агрегатах постоянного тока для вычисления местоположения постоянного магнита.
В процессе оборота пластинчатой части с зазорами в трамблере, холловский прибор фиксирует наличие металлического элемента и его отсутствие. При прохождении стальной роторной лопасти через зазор, магнитное поле шунтируется, и индукционная величина на микросхеме стоит на нулевой отметке. Однако сигнальный импульс на контактах преобразователя относительно «массы» обладает повышенным уровнем, равным разности потенциалов.
Данный скачок напряжения по электрическому контуру направляется к электрокоммутатору, усиливающему сигнальный импульс и подающему его на высоковольтную катушку. Последняя способствует увеличению напряжения с 12 В до 24 тыс. В, которое по высоковольтному контуру подходит к распределителю, где за счет бегункового механизма распределяется по цилиндрам.
Такой датчик имеет ряд неоспоримых преимуществ:
- Небольшие размеры.
- Перемена частотности срабатывания (количество оборотов электродвигателя) не оказывает смещения момента измерения.
- Электрический импульс от преобразователя обладает квадратной формой, при подсоединении он мгновенно набирает некоторую постоянную величину, не имеет всплесков. Для контроля работы электроники это значительный плюс.
- Отсутствие необходимости регулировать зазор.
- Нет нагара – традиционного дефекта контактной системы зажигания.
- Способствует увеличению производительности электродвигателя.
- Обеспечивает стабильное ускорение транспортного средства.
- Предохраняет от возникновения аварийных ситуаций.
Среди недостатков датчика Холла ВАЗ 2110 инжектор следует выделить следующие:
- Высокая чувствительность к электромагнитным помехам, которые традиционно образуются в цепи и требуют соблюдения обязательных мер предосторожности.
- Высокая стоимость по сравнению с магнитоэлектрическим вариантом.
- Меньшая надежность в отличие от магнитоэлектрического из-за наличия электронной схемы.
Проверка датчика Холла
Для проверки исправности такого устройства необходим вольтметр на 15 В. В непредвиденных случаях его можно заменить обычной 2-Ваттовой лампочкой на 12 В. Заранее следует подготовить распределитель зажигания. Воспользовавшись несложной схемой датчика Холла, нужно вольтметр/лампочку присоединить к проводам.
После этого не спеша прокручивается ось распределителя, в процессе чего напряжение на шкале меняется от наименьшего (около полувольта) до наибольшего (до 10 В). Когда проверка осуществляется с использованием лампочки, она должна менять световую интенсивность от полного затухания (при низком напряжении) до яркого накала (при увеличении разности потенциалов).
Когда в процессе проворачивания трамблера нет скачкообразного изменения напряжения, то замена датчика Холла ВАЗ 2110 неизбежна вследствие его неисправного состояния. На ВАЗовских автомобилях такой прибор в случае поломки восстановлению не подлежит. Исключение представляет отделение контактов или повреждение изоляции.
Условиями исправной долговечной работы прибора являются:
- соблюдение оптимального осевого люфта вакуумрегулятора. В случае превышения данного параметра устройство будет тереться о стальную пластину;
- прочное закрепление прибора в кожухе распределителя, обеспечивающее отсутствие посторонних контактов;
- качественная герметизация во избежание проникновения на преобразователь масла от распредвала;
- исключение трущихся элементов.
Небольшая работоспособность требует регулярной и своевременной замены датчика Холла, поэтому автовладельцы должны обладать навыками по его проверке, а также иметь в наличии новый экземпляр.