Как заменить стартер на ВАЗ 2110 с наименьшими затратами сил
Cтартер автомобиля является одним из элементов системы запуска двигателя. Он позволяет раскрутить коленчатый вал до необходимого для запуска силового агрегата числа оборотов.
Принцип работы стартера и его основных элементов
С помощью стартера начинается первичное вращение коленвала мотора до момента срабатывания пуска силового агрегата вследствие воспламенения кислородно-бензиновой смеси. Эта электромашина представляет собой ЭДГ константного тока с 4 щетками четырехполюсного типа, который инициирует момент возбуждения с помощью стационарно установленных магнитных элементов, поэтому замена стартера ВАЗ 2110 необходима в случае его выхода из строя.
В его комплекте находится свободно вращаемая муфта роликового типа, реле тягового принципа действия с 2 обмотками и редуктор планетарного типа. Реле тягового принципа действия с 2 обмотками является наиболее значимым элементом стартера. С его помощью шестерня привода вводится в зацепление с венцом двигательного маховика. Кроме этого, от него зависит получения электропитания стартерным моторчиком.
При срабатывании в параметрах – напряжение не больше 8 В и Т в пределах 20±5 °С – реле считается функциональным. Если Т выше нормы, то следует искать дефекты в приводе стартера либо в самом изделии. Это определяется при внешнем осмотре разобранной электромашины.
В случае неисправности реле возможны следующие проблемы при эксплуатации авто:
- «клин» якоря стартера и отсутствие включения реле;
- после запуска электромашины наблюдается, либо еле заметное вращение якоря, или либо его остановка;
- несанкционированное включение реле с последующим отключением после запуска стартера.
Причины неисправности:
- разрывы в цепи электропитания или замыкания реле в межвитковых сегментах;
- окисление крепежа релейных контактов либо его отсутствие;
- неравномерное вращение якоря стартера.
Снятие и замена стартера «десятки»
Такая ремонтная операция, связанная с заменой стартера ВАЗ 2110, цена на который достаточно высока, проводится в следующем порядке:
- Снимается отрицательный контакт с аккумуляторной батареи (т.н. «масса»).
- Обесточиваем проводку реле тягового типа.
- С помощью гаечного ключа на «13» освобождаем положительный контакт стартера.
- Открутите крепеж стартера к корпусу сцепления мотора.
- Демонтируем стартер.
- При помощи торцовой головку на «10» необходимо снять крепеж выводного участка реле тягового типа.
- Освобождаем наконечник электропровода.
- Применив торцовую головку на «8», снимаем релейный крепеж.
- Снимаем уплотнительную прокладку между реле и фронтальной крышкой электромашины.
- Извлекаем из фронтальной крышки пружину и релейный якорь.
- Сборка проводится в обратном порядке.
После разборки стартера приступаем к его осмотру. В интернете можно посмотреть видео по замене стартера ВАЗ 2110, где все операции показаны в практическом исполнении. Этот процесс начинается с якоря. При загрязнении коллектора или выявлении следов подгорания необходимо его прошлифовать мелкой («бархатной») наждачной бумагой. При увеличенной шероховатости или слюдяных следах между ламелями нужно осуществить «проточку» коллектора и провести тот же курс шлифовки.
Замена якоря проводится в случаях:
- при превышении биения сердечника более 0,08 мм;
- если на якорном валу имеется налет желтого цвета от выработки подшипника его следует убрать с помощью ветоши;
- при наличии задир и других неровностей;
- провести осмотр обмотки по торцам якоря, диаметр которой должен быть менее якорного железного пакета;
- при тестировании «контролькой» якорной обмотки. Контакты требуется подсоединять к коллекторной пластинке и сердечнику якоря, при этом напряжение поступать не должно. В обратном случае, при загорании лампы возможно КЗ обмотки или коллекторной пластины на «массу».
Замена привода стартера проводится в случаях:
- при удержании муфты шестерня получает свободное круговое движение по ходу часов, а против хода двигаться не должна;
- свободное движение привода по шлицевым пазам вала;
- при большом износе элементов привода.
Своевременная замена втулки стартера ВАЗ 2110 продлит время эффективной эксплуатации этого электрического агрегата. При осмотре статора и обнаружении следов прохождения якорного элемента необходимо поменять кормовую крышку и опору промежуточного типа.
Необходимая замена щеток стартера ВАЗ 2110 производится при износе этих элементов с зазорами меньше 3,5 мм между выводной и рабочей поверхностью. Они должны двигаться свободно, без затруднений по ходу движения.
При осмотре приводного вала рабочие поверхности должны быть без следов износа и иметь задиры, свидетельствующие о его выработке. Остаточные следы медных втулок должны быть убраны, иначе эта пыль может стать первопричиной выхода вала из строя. Не подлежит ремонту бендикс стартера ВАЗ 2110, замена которого проводится в ходе разборки стартера.
Внеплановая замена реле стартера ВАЗ 2110 проводится в случае его неработоспобности, однако довольно часто оно подлежит ремонту. Для этого нужно отвернуть два крепежа и распаять обмоточные выводы, снять крышку и наждачной бумагой зачистить верхние поверхности болтов и контакты. При подгорании болтов их необходимо развернуть на 180 градусов, после чего деталь собрать в единое целое. В обратном порядке осуществить полную сборку стартера, предварительно смазав его элементы необходимыми видами смазок.